Рекомендации учителя-логопеда

 

Страничка учителя-логопеда ДОУ

 

Моя профессия –логопед!

Важнее , наверно , профессии нет.

Все звуки детишкам нужно поставить ,

Язык шевелиться надо заставить .

А может из них кто станет ученым,

А может политиком или поэтом?

Я очень горжусь профессией этой

 

На моей странице вы сможете найти материалы, необходимые для коррекционной работы с детьми, нуждающимися в логопедической помощи, а также советы и консультации по различным вопросам.

Надеюсь, что информация, опубликованная здесь, будет для Вас интересной и полезной.

 

Считаю, что важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников.

С целью осуществления коррекционной работы на базе детского сада функционирует логопедическая группа, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

Направления моей работы включают:

  1. Осуществление необходимой коррекции нарушений у детей дошкольного возраста.
  2. Предупреждение нарушений устной и письменной речи воспитанников ДОУ.
  3. Развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи.
  4. Пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей, воспитанников (лиц их замещающих).
  5. Воспитание у детей стремления преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.

Свою работу я строю на определенных приемах, которые дают хороший результат в устранении речевых нарушений (схема)

Направления деятельности учителя-логопеда

Основными задачами логопедической группы являются:

  • своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
  • определение их уровня и характера;
  • устранение несложных нарушений речи;
  • направление детей с тяжелыми нарушения речи и отклонениями в развитии на ПМПК;
  • профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников;
  • консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов МБДОУ, родителей (законных представителей).

В течение учебного года проводится работа по различным направлениям:

  • организационная;
  • диагностическая;
  • коррекционная;
  • профилактическая;
  • научно-методическая;
  • взаимосвязь с другими участниками коррекционного процесса.

В результате организационной работы проводится подготовка логопедического кабинета к новому учебному году. Изучаются медицинские карты детей, для уточнения анамнестических данных в речевых картах. В начале года составляется циклограмма рабочего времени учителя-логопеда.

Диагностическая работа включает логопедическое обследование всех возрастных групп ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также зачисления детей старших и подготовительных групп детского сада. На каждого зачисленного ребенка дошкольного возраста учитель-логопед заполняет речевую карту и составляет индивидуальный план коррекционной работы.

Коррекционно-развивающая работа в соответствии с логопедическими заключениями проводится непосредственно с детьми, зачисленными в логопедическую группу, в течение всего учебного года.

В ДОУ имеется кабинет, для проведения индивидуальных занятий с детьми и консультирования для родителей.

Логопедические занятия с каждым ребенком проводятся не реже двух раз в неделю. Продолжительность занятий 15 минут.

При построении занятий педагог учитывает психофизические и индивидуальные особенности детей.

В ходе профилактической работы в сентябре и мае проводится логопедическое обследование младших и средних групп детского сада, анализ медицинских карт. Заполняются протоколы обследования, уточняются логопедические заключения и проводится индивидуальное консультирование родителей и воспитателей по результатам проведенного обследования, где даются соответствующие рекомендации.

Ежегодно для воспитателей и родителей воспитанников учителем-логопедом проводится тематическое консультирование, организуются семинары-практикумы, где даются соответствующие рекомендации.

В течение года проводится научно-методическая работа: посещение семинаров и методических объединений

Поскольку время коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом - очень актуальны. Благодаря тесной работе логопеда и всех педагогов ДОУ достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики.

Зачем ребенку нужен логопед?

Логопед — специалист, занимающийся развитием и коррекцией речи (устной и письменной).

Логопед проводит диагностику уровня речевого развития ребенка, исправляет дефекты произношения, помогает обогатить словарный запас, развивает грамматику и умение составлять связный рассказ.

Когда стоит обратиться к логопеду?

Речь — одна из важнейших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребенка, так и причиной их появления. Поэтому не стоит откладывать визит к специалисту, тем самым упуская сензитивные периоды в развитии головного мозга ребенка.

  1. Родителям стоит задуматься, если ребенок в 2.5-3 года не говорит или мало говорит.
  2. Если речь ребенка 3-6 (7) лет мало понятна окружающим.
  3. Искажена слоговая структура слова: пропуски, перестановки слогов, замена другими звуками.
  4. Количество слов в активном словаре не соответствует возрастной норме ребенка. Низкий темп наращивания активного словарного запаса (то, что ребенок самостоятельно называет). В речи ребенка мало прилагательных, глаголов, наречий, числительных.
  5. Слова в самостоятельной речи ребенка не связаны грамматически между собой. Например: «Много коробков стоит на полу» и т.п.
  6. Ребенок плохо запоминает стихотворения, названия цвета, геометрических фигур, названия различных предметов, что ухудшает состояние словарного запаса ребенка.
  7. При прочтении рассказа, сказки, стихотворения не может установить (понять) основную мысль прочитанного, а также ответить на вопросы содержательного характера.
  8. В старшем возрасте — трудности с определением последовательности слогов, звуков в слове, запоминанием букв, в результате чего ребенок испытывает трудности при обучении грамоте.

Итак, самое главное - вовремя обратиться на прием к логопеду, чтобы выяснить основные направления по развитию и коррекции речевого развития ребенка.

 

Чем вам может помочь логопед ?

Речь является одной из важнейших коммуникативных функций. Нарушения речи бывают разные, от простых до тяжелых, от физиологических, связанных с возрастными особенностями, до стойких, требующих срочной коррекции. Разобраться во всем этом может помочь логопед.

1. Коррекция звукопроизношения — самый распространенный вид работы логопеда.

Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука. Нарушения могут быть вызваны разными причинами:

  • возрастными нарушениями (самостоятельно проходят);
  • дефектами строения челюсти, мягкого и твердого неба;
  • массивной или короткой уздечкой; неправильным расположением зубов;
  • недостаточностью работы мышц речевого аппарата.

Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:

  • подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);
  • этапа появления звука (постановка звука);
  • этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах).

2. Развитие фонематического восприятия

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать и различать звуки речи — фонемы. Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.

Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.

Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы. Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?

Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.

Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.

3. Расширение словаря и формирование грамматического строя речи.

У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3–4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество.

Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5–2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки). Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.

4. Работа над умением составлять рассказы, пересказы.

5. Обучение ребенка грамоте, чтению и письму.

6. Исправление нарушения чтения, письма — дислексии и дисграфии.

7. Формирование слоговой структуры слова.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.

В возрасте 4–5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят. Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени. Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.

8. Растягивание укороченной подъязычной уздечки.

Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает нормальному произношению звуков [Л и Р].

Вам могут предложить ее «подрезать», однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.

И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением.

(для открытия документа, нажмите по соответствующему названию)

 

Взаимодействие педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей

Советы к проведению артикуляционной гимнастики

Как проверить речевое дыхание?

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

Речь детей раннего возраста

Учимся говорить правильно

Игровой самомассаж для детей

Игровой самомассаж для родителей

Развитие мелкой мотроики

Презентация на тему "Развитие мелкой моторики"
 
Презентация на тему "Гимнастика для развития речи"
 
Презентация на тему "Зачем нужна артикуляционная гимнастика"
 
Презентация на тему "Умные пальчики"
 

На моей странице вы сможете найти материалы, необходимые для коррекционной работы с детьми, нуждающимися в логопедической помощи, а также советы и консультации по различным вопросам.

Надеюсь, что информация, опубликованная здесь, будет для Вас интересной и полезной.